Методы денежно кредитной политики. Методы, инструменты денежно-кредитной политики и особенности их применения

1 . Методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

2. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

1. Методы денежно-кредитной политики цб рф

Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:

    Административные методы. К ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие как:

    квотирование отдельных видов активных и пассив­ных операций;

    введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;

    ограничение на открытие различных филиалов и от­делений;

    лимитирование процентных ставок, тарифов за ока­зание различных видов услуг.

    Экономические методы. К ним относятся мероприя­тия, использование которых не предполагает установление прямых запретов, например, такие:

    налоговые;

    нормативные (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие виды отчислений).

    Нормативные методы. К ним относятся:

    коэффициенты ликвидности и достаточности бан­ковского капитала;

    нормативы отчисления в фонды кредитных органи­заций.

2. Инструменты денежно-кредитной политики цб рф

Основными инструментами денежно-кредитной полити­ки Банка России в соответствии со ст. 35 ФЗ «О Централь­ном банке (Банка России)» являются:

    процентные ставки по операциям Банка России;

    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

    операции на открытом рынке;

    рефинансирование кредитных организаций;

    валютные интервенции;

    установление ориентиров роста денежной массы;

    прямые количественные ограничения;

    эмиссия облигаций от своего имени.

1. Процентные ставки по операциям. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществ­ляет свои операции. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерче­ских банков, что влияет на удешевление или удорожание кредита.

Центральный банк регулирует уровень процентных ста­вок двояким образом:

    через фиксацию ставок по предоставлению коммер­ческим банкам кредитов;

    через контроль над ставками кредитных учреждений.

Банк России использует процентную политику для воз­действия на рыночные процентные ставки в целях регули­рования денежной массы в обращении.

2. Нормативы обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным бан­ком норм обязательных минимальных резервов кредит­ным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке.

Как инструмент денежной политики минимальные ре­зервы выполняют двоякую роль: служат текущему регули­рованию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерче­ским банкам.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных органи­заций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Механизм обязательных резервов используется как ин­струмент кредитной политики практически во всех разви­тых странах.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, откры­того в Банке России, сумму недовнесенных средств, а так­же взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

3. Операции на открытом рынке - купля-продажа Бан­ком России казначейских векселей, государственных об­лигаций, прочих государственных ценных бумаг, облига­ций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Если Центральный банк продает ценные бумаги на от­крытом рынке коммерческим банкам, т-е остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в Центральном банке, уменьшаются на величину купленных средств. Как следствие, сокращаются возможности ком­мерческих банков по предоставлению кредитов своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении.

Если Центральный банк покупает ценные бумаги у ком­мерческих банков, то он зачисляет соответствующие сум­мы на их корреспондентские счета. У коммерческих бан­ков появляется возможность расширить свои операции по предоставлению кредитов.

Воздействие Центрального банка заключается в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по по­купке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.

Операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возмож­ностей банков, а также денежного рынка.

4. Рефинансирование кредитных организаций - кредито­вание Банком России кредитных организаций. В совре­менных условиях рефинансирование используется как ин­струмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам, что позволяет им свести до минимума запас лик­видных средств.

Кредиты рефинансирования различаются следующим образом:

    по формам обеспечения (учетные и ломбардные);

    по срокам использования (краткосрочные - на один или несколько дней; среднесрочные до 1 года).

Учетные кредиты - ссуды, предоставляемые Цент­ральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Центральный банк предъявляет оп­ределенные требования к векселям, предоставляемым к учету. Это касается видов, сроков действия, наличия, ха­рактера поручительства и т. д.

Ломбардные кредиты - ссуды под залог депонирован­ных в банке ценных бумаг. В качестве залога принимаются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации, т. е. те виды ценных бумаг, которые допускают­ся к учету в Центральном банке. Стоимость залогового обес­печения должна превышать сумму ломбардных кредитов.

Если заемщик не возвращает кредит, право собственно­сти на ценные бумаги переходит к Центральному банку.

Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе, сроком от 1 дня до 4 месяцев.

5. Валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воз­действия на курс рубля и на суммарный спрос и предложе­ние денег. Покупка иностранной валюты приводит к ее увеличению в национальной валюте, а продажа - к сокра­щению. Одновременно валютные интервенции оказывают определенное воздействие на курс национальной валюты по отношению к иностранной, поскольку происходит из­менение рыночного спроса и предложения последней на валютном рынке.

Влияние валютной политики Центрального банка в фор­ме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.

6. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных бан­ковских операций.

Банк России вправе применять количественные огра­ничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведе­ния единой государственной денежно-кредитной полити­ки только после консультаций с Правительством Россий­ской Федерации

7. Установление ориентиров роста денежной массы - Банк России может устанавливать ориентиры роста одно­го или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики.

Определение оптимальных ориентиров роста денежной массы исходит из предпосылки, что она растет из года в год по мере увеличения валового внутреннего продукта, в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавлива­ются в соответствии с прогнозируемым ростом объема про­изводства с учетом предполагаемого увеличения цен.

8. Эмиссия облигаций от своего имени - Банк России вправе осуществлять эмиссию. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех вы­пусков, не погашенных на дату принятия советом дирек­торов решения об очередном выпуске облигаций, устанав­ливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемых исходя из действующего норматива обяза­тельных резервов.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Основная цель этой политики - обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики. Конкретные цели:

1) укрепление денежной системы

2) воздействие на процесс инвестирования капиталов

3) воздействие на потребительский спрос и

4) на ценообразование.

Основная задача - преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.

Существует 2 типа денежно-кредитной политики:

1. Рестрикционная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) - направлена на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций в коммерческих банках, на повышение процентных ставок. Такая политика может сопровождаться ростом налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями сдерживающими инфляцию.

2. Экспансионная денежно-кредитная политика (кредитная экспансия) - с опровождается расширением объемов кредитования, ослаблением контроля за приростом денежной массы, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок (в общем стимулируют спрос в экономике).

В основе современной денежно-кредитной политики большинства стран лежит теория монетаризма, в основе которых лежат идеи Таргетирования , то предполагает не только планирование, определение количественных параметров денежной массы, но и превращение этих действий в публичный процесс. Важнейшей функцией государства является воздействие на денежно-кредитные отношения. Оно реализуется через денежно-кредитную политику. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит ЦБ.

Задачи денежно-кредитной политики :

1) реструктуризация банковской системы;

2) совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

3) сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

4) пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

5) усиление таможенного контроля.

Согласно статье 35 ФЗ «О ЦБ РФ» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Ставка рефинансирования влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами своим клиентам: чем выше процент, тем дороже кредит для клиента. Повышая ставку рефинансирования, ЦБ уменьшает возможности банков и их клиентов получать кредит, что сокращает денежную массу и повышает уровень рыночного процента.


2) нормативы обязательных резервов , депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам КО (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;

3) операции на открытом рынке - купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ц.б., облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Эти операции регулируют ликвидность и кредитные вложения банков путем размещения государственного долга;

4) рефинансирование кредитных организаций - кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;

5) валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

7) прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;

8) эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов КО, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий ЦБ. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые ЦБ в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

К эк. методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие . В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций ЦБ (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению ЦБ в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Кроме того, методы денежно-кредитной политики делят на 2 группы :

1. Общие методы : процентная или учетная политика; операции на открытом рынке; политика обязательных резервов.

2. Селективные (выборочные): прямое ограничение размеров банковских кредитов, для отдельных банков (кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредита (установление размеров кредитной маржи).

Рыночная экономика - механизм, в достаточной мере саморегулируемый. Но в большинстве современных государств есть властные институты, которые периодически вовлекаются в управление хозяйственными процессами в силу того, что это нужно делать в целях поддержания стабильности национального рынка. Данные учреждения осуществляют денежно-кредитную политику. В чем специфика данного вида деятельности государственных структур? Какие методы они применяют при этом?

Что представляет собой денежно-кредитная политика?

Под субъектом денежно-кредитной политики, которая иногда именуется также монетарной, в общем случае принято понимать государство. Таким образом, данный вид активностей представляет собой работу органов власти, посредством которой осуществляется управление механизмом оборота денежных средств в национальном хозяйстве. Целью денежно-кредитной политики государства является сдерживание цен, обеспечение занятости граждан и стимулирование роста экономики в целом.

Главное учреждение, которое осуществляет данные активности в РФ - Центральный банк России. В узком смысле под денежно-кредитной политикой может пониматься деятельность любого экономического субъекта. Например - предприятия или муниципалитета, целью которой является повышение эффективности управления капиталом. Но чаще всего, конечно, инструменты денежно-кредитной политики задействуют государственные органы. Рассмотрим основные задачи, которые решает в данном направлении деятельности ЦБ РФ.

Задачи банка в части денежно-кредитной политики

Итак, главным субъектом, задействующим различные инструменты денежно-кредитной политики, является ЦБ России. Данному учреждению предстоит решать следующий спектр задач:

  • регулирование инфляции;
  • снижение безработицы;
  • поддержание курса национальной валюты;
  • обеспечение стабильности платежного баланса государства;
  • обеспечение функционирования банковской системы;
  • поддержание работы платежных механизмов в экономике;
  • установление адекватных процентных ставок в сфере кредитования.

Классификация принципов монетарной политики

Центральный банк может применять несколько стратегий монетарной политики. Эксперты выделяют две основные - жесткую и гибкую. В чем их специфика?

При жестком методе управления финансовыми потоками выбираются те инструменты денежно-кредитной политики, которые направлены на обеспечение оборота в экономике конкретного объема денежной массы. Гибкая модель же предполагает задействование тех подходов, что предполагают регулирование, главным образом, кредитных механизмов - чаще всего, посредством увеличения или уменьшения процентной ставки. В случае с ЦБ РФ регулируется величина ключевой ставки, которая является определяющим фактором условий выдачи кредитов частных банков своим клиентам.

Есть и иные критерии классификации монетарной политики. Так, Центробанк может практиковать стимулирующий подход. Он предполагает, что будут выбираться инструменты денежно-кредитной политики, которые стимулируют деловую активность хозяйствующих субъектов и - как следствие - рост экономики, появление новых рабочих мест.

Есть, в свою очередь, и сдерживающий подход. Он предполагает, что инструменты денежно-кредитной политики ЦБ будет выбирать те, что направлены на снижение предпринимательских активностей. Данный подход применяется прежде всего в целях противодействия инфляции. Основные инструменты денежно-кредитной политики стимулирующего типа:

  1. облегчение требований по резервам для частных банков;
  2. снижение ключевой ставки;
  3. активная покупка ЦБ государственных облигаций.

Данные меры предполагают стимулирование активностей сразу в 3 сегментах экономики - банковской сфере, бизнесе в реальном секторе, а также на фондовых рынках.

Основные инструменты денежно-кредитной политики сдерживающего типа:

  1. ужесточение требований по резервам для частных банков;
  2. увеличение ключевой ставки;
  3. продажа Центробанком ценных бумаг, которые эмитированы государством.

Аналогично эффект от задействования перечисленных инструментов наблюдается сразу в нескольких сегментах бизнеса.

Методы монетарной политики

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «денежно-кредитная политика», инструменты денежно-кредитной политики. Но есть еще ряд нюансов, характеризующих активности, о которых идет речь. В частности, полезно будет рассмотреть то, какие методы монетарной политики могут применяться государством. Есть несколько способов их классификации. Так, распространен подход, в рамках которого выделяют прямые и косвенные методы. Изучим их сущность подробнее.

Что представляют собой прямые методы монетарной политики?

Прямые методы монетарной политики властей предполагают, что ЦБ будет задействовать главным образом административные инструменты регулирования кредитно-денежной политики. Это может быть применение лимитов на предоставление займов или же размещение депозитов частными банками. Данный подход позволяет Центробанку повлиять прежде всего на величину денежного предложения в экономике и, как следствие, получить возможность регулировать инфляцию. Главное преимущество соответствующих методов - возможность получения оперативного результата.

Как правило, те инструменты денежно-кредитной политики государства, что задействуются в подобных сценариях, приводят к быстрым изменениям в национальном хозяйстве. Однако их воздействие, как правило, не носит фундаментального характера. Поэтому достижение краткосрочного эффекта от применения прямых методов монетарного управления экономикой чаще всего требует применения ЦБ последующих мер, закрепляющих полученный результат.

Сущность косвенных методов в монетарной политике

Специфика косвенных методов в том, что их применение характеризуется задействованием, главным образом, рыночных механизмов. Например, внедрение обновленных регламентов деятельности частных банков, которые могут повлиять на политику определения ими приоритетов в выстраивании бизнес-модели.

Главное преимущество методов рассматриваемого типа - в их фундаментальности, несмотря на относительно невысокую оперативность получения результатов их применения. Можно отметить, что эксперты также классифицируют методы монетарной политики на общие и селективные. Первые, в принципе, схожи с косвенными, механизмы реализации вторых подобны тем, что характеризуют задействование прямых методов.

Итак, мы рассмотрели то, что представляет собой денежно-кредитная политика, инструменты денежно-кредитной политики, основные ее методы также были описаны. Полезно будет теперь изучить ряд практических аспектов их применения.

Практика монетарной политики: участие ЦБ в рыночных операциях

В достаточной мере эффективным и распространенным инструментом кредитно-денежной политики является участие Центробанка в рыночных операциях. Рассмотрим то, каким образом оно может осуществляться.

Активности ЦБ в сфере рыночных операций могут заключаться прежде всего в покупке или же продажи резервных активов, используя собственные резервы. Еще один распространенный вид деятельности ЦБ в рассматриваемом направлении - управление золотовалютными резервами государства. Данный вид активностей позволяет, прежде всего, осуществлять эффективное управление долговой политикой государства, а также влиять на инвестиционную привлекательность экономики страны. Еще один способ участия ЦБ в рыночных операций - участие в валютных торгах. Чаще всего оно осуществляется в виде интервенций, представляющих собой сессии продаж или покупки национальной или зарубежной валюты в целях корректировки уровня ее спроса или предложения.

Практика монетарной политики: управление учетной ставкой

Следующий практический инструмент монетарной политики - управление учетной ставкой. Его сущность в определении величины процента, который частные банки уплачивают ЦБ в обмен на денежные средства, которые занимают у него в целях использования в структуре собственного капитала. Если ЦБ снижает учетную ставку, то частные кредитные структуры, как правило, начинают занимать у ЦБ активнее - равно как и предлагать своим клиентам различные финансовые услуги.

Конечно, снижается и процент по займам для клиентов - и это является дополнительным стимулирующим фактором роста оборотов капитала в кредитно-финансовой организации. В свою очередь, повышение учетной ставки сопровождается, как правило, противоположным эффектом, но в то же время, как мы отметили выше, позволяет противодействовать инфляции.

Специальные методы монетарной политики

Центробанк и другие финансовые учреждения также могут применять и специальные методы монетарной политики. В числе таковых - стимулирование экспорта национальной продукции, технологий, капитала, различных сервисов. Данные методы реализуются посредством активизации кредитования предприятий, готовых осуществлять соответствующие поставки, подписания контрактов, по которым ЦБ гарантирует обеспечение различных инвестиционных программ. Еще один способ стимулирования экспорта - корректировка пошлин, изменение величины различных квот.

Приоритеты государства в выборе приоритетов монетарной политики зависят от многих факторов - внутренних, внешних. Часто они относятся к категории политических, то есть, не имеют прямого отношения к функционированию механизмов спроса и предложения на рынке. Компетенции ЦБ и других финансовых учреждений может оказаться недостаточно для адекватного воздействия на экономические процессы в условиях чрезмерного влияния в экономических факторов - поэтому, к регулированию хозяйственных процессов могут подключаться иные институты власти. Вопросы экономического характера могут стать приоритетными для правительства страны и высших органов власти в целом, хотя в общем случае они находятся в компетенции в достаточной мере ограниченного круга финансовых институтов.

Инструменты монетарной политики Банка России

Изучим теперь то, каковы основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России. В соответствии с положениями законодательства, к таковым следует относить:

  • определение величины процентных ставок по собственным операциям,
  • установление нормативов резервов,
  • которые вносятся на депозиты в ЦБ РФ,
  • осуществление транзакций на открытом рынке,
  • осуществление рефинансирования кредитно-финансовых учреждений,
  • проведение валютных интервенций,
  • управление критериями роста денежной массы,
  • установление количественных ограничений,
  • осуществление эмиссии ценных бумаг.

Как считают эксперты, российский Центробанк акцентирует свои действия на применении главным образом косвенных методов управления денежными потоками в экономике. Но законодательство РФ допускает, что инструменты кредитно-денежной политики РФ будут применяться те, что классифицируются как прямые. В частности, в виде количественных ограничений, которые могут выражаться в утверждении лимитов на операции по рефинансированию или же проведение кредитно-финансовыми структурами отдельных транзакций.

В общем случае Центробанк РФ действует как независимый субъект монетарной политики. Прежде всего это обусловлено тем, что данная структура имеет юридическую независимость от государственных органов власти. Однако, в ряде случаев его активности должны согласовываться с правительством РФ.

Банк России достаточно редко практикует меры прямого воздействия на работу частных кредитно-финансовых организаций - но вполне может определять для них те или иные рекомендации. Например, они могут быть связаны со снижением объемов иностранных активов в целях пресечения оттоков капитала. Также Центробанк РФ может определить для частных кредитных структур рекомендации по величине процентных ставок в рублях в целях обеспечения оптимальной ликвидности в банках.

Резюме

В РФ выстраивается рыночная экономика. Поэтому, инструменты кредитно-денежной политики России адаптированы к механизмам свободного формирования спроса и предложения в национальном хозяйстве. Возможно, этим и объясняется задействование ЦБ РФ преимущественно косвенных методов регулирования денежного оборота в экономике. Но теоретически главная кредитно-финансовая организация РФ может применить весь спектр тех инструментов монетарной политики, что рассмотрены нами выше - законодательство не запрещает этого.

Центральный банк, как главный субъект монетарного регулирования национальным хозяйством, может выбирать те инструменты и методы денежно-кредитной политики, что наилучшим образом адаптированы для текущей экономической ситуации. Если они будут прямые - то ЦБ РФ вправе ожидать оперативного, но в достаточной мере поверхностного результата, требующего дальнейшего вмешательства в экономические процессы. Косвенные методы вмешательства Центробанка в экономику не всегда дают быстрый результат, но характеризуются фундаментальным воздействием на процессы, которые проходят в национальном хозяйстве.

В ряде случаев содействие в осуществлении монетарной политики Центробанку могут оказывать другие государственные структуры. Это может быть обусловлено тем, что компетенции ЦБ может оказаться недостаточно для решения проблем, появившихся вследствие влияния факторов, не имеющих прямого отношения к экономическим процессам. Кроме того, Центробанк может иметь обязательство совещаться с другими госструктурами в силу того, что применяемые им методы могут затрагивать иные сферы, за развитие которых отвечают соответствующие структуры власти.

(ДКП) страны – это совокупность мероприятий в области кредита и денежного обращения, направленных на достижение экономического благополучия страны. Выбор ДКП обусловлен в первую очередь целями, которые должны быть достигнуты. К числу возможных целей ДКП эксперты относят следующие:

  • Укрепление национальной валюты.
  • Повышение уровня занятости населения.
  • Увеличение темпов экономического роста.
  • Стабилизация национальной экономики.

Принципы регулирования экономики

В общем виде ДКП может быть рестрикционной и экспансивной. Первый вид предполагает введение ограничений на банковские операции, второй, напротив, их стимулирование.

Видно, что ЦБ может использовать разнообразные инструменты для реализации ДКП. В их числе:

  • Регулирование нормы резервирования. Каждый должен хранить часть своих активов на счету в Центробанке. Доля таких активов и называется нормой резервирования. Банки могут оказывать услуги кредитования только тогда, когда у них достаточно денег сверх зарезервированной суммы. Повышая норму резервирования, ЦБ подталкивает коммерческие банки к повышению процентных ставок, снижая таким способом привлекательность предложений банков для потребителя. На данный момент ставка резервирования составляет 3,5% для счетов юридических, физических лиц, а также для счетов в иностранной валюте. Нарушение норматива грозит недобросовестному банку штрафом, размер которого не может превышать две ставки рефинансирования (ставки, по которой предоставляется кредит КБ).
  • Действия через . ЦБ может регулировать ДКП и посредством покупок и продаж ценных бумаг коммерческих банков на открытом рынке. Схема следующая: покупка ценных бумаг банка приводит к увеличению его резервов, а, следовательно, и к повышению денежного предложения. Продажа приводит к обратному эффекту.
  • . ЦБ регулярно выдает кредиты коммерческим банкам. Меняя процентную ставку, ЦБ может влиять на резервы банков.
  • . Осуществляется ЦБ в форме интервенций – ЦБ выходит на валютный и производит покупку или продажу иностранной валюты, оказывая таким способом влияние на курс.

Классификация методов ДКП

Самая распространенная классификация методов ДКП предлагает делить их на прямые (административные) и косвенные (экономические). Каждый из видов методов имеет свои преимущества и недостатки.

Прямые методы влияют на экономическую систему в целом. Наглядный пример прямого метода ДКП – изменение нормы резервирования. Привлекательность этих методов заключается в том, что последствия от их реализации гораздо легче прогнозировать, а на разработку не требуется много времени и финансов. Однако прямые методы считаются грубыми, так как могут привести банки к нерациональному распределению ресурсов и подтолкнуть банковский рынок к монополии. пользовался прямыми методами вплоть до 1995 года, после чего отказался от них, однако, вынужден был вернуться к ним в 1998 году, в кризисное время.

Косвенные методы позволяют, напротив, избежать деформаций и патологий развития рынка, однако, последствия от их реализации довольно сложно предсказать. Тем не менее, сейчас в нормативных документах официально закреплен переход от административных методов к экономическим.

Виды ДКП

Выделяют два основных вида ДКП: жесткая и гибкая.

Как видно из схемы, жесткая политика направлена на поддержание на одном уровне денежной массы (Δ M – это прирост денежной массы). денег S m вертикальная, так как изменению подлежит процентная ставка Δ r .

При гибкой монетарной политике кривая S m горизонтальна, так как напротив ЦБ воздействует на денежную массу, предпочитая поддерживать процентную ставку на уровне. К гибкой монетарной политике ЦБ прибегает, когда стоит задача нивелировать влияние скорости оборота денег на национальную экономику.

Вид монетарной политики влияет на спрос на инвестиции, который в свою очередь оказывает влияние на степень зависимости объемов производства и занятости от предложения денег. Ниже график зависимости спроса на инвестиции от монетарной политики:

Из графика видно, что жесткая , позволяет значительно повлиять на размер инвестиции I (благодаря амплитудному изменению процентной ставки), в то время как гибкая – лишь незначительно.

Актуальная проблема: влияние электронных денег на ДКП

Проблема следующая: бесконтрольный выпуск электронных денег способен привести к значительному увеличению денежной массы, следовательно, и к стремительному росту инфляции. может вырасти, даже если роста денежной массы не произойдет – этому способствует повышение скорости денежного оборота.

В качестве превентивных Центробанком могут быть приняты следующие меры:

  • Введение обязательной нормы резервирования для эмитентов электронных денег.
  • Ограничение числа эмитентов электронных денег с целью упрощения процедуры контроля за ними.
  • Введение процентной ставки по суммам, привлеченным с эмиссии электронных средств.

Помимо того, что эмиссия электронных денег повышает инфляцию, она также «отбирает» у ЦБ часть эмиссионного дохода, который называется также сеньораж . Несмотря на то, что падение эмиссионного дохода до того уровня, когда он не сможет покрывать эмиссионные , займет длительный срок, ЦБ следует задумываться о минимизации потерь загодя. Эксперты не исключают вероятность монополизации выпуска электронных денег.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инст­рументов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Мето­ды проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.Это воздействие осу­ществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ­екты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы денежно-кредитной политики носят характер административных мер в форме различ­ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объ­емом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Одна­ко со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Косвенные методы денежно-кредитной политики регулирования денежно-кредитной сферы воздейству­ют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механиз­мов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особен­но на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо прямых икосвенных различают общие и селективные методы осу­ществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влия­ние на денежный рынок в целом.

Селективные методырегулируют конкретные виды кредита и носят в основ­ном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выда­чи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типич­но для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической практике центральные банки используют следу­ющие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резерв­ных требований;

Процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депо­нирования средств коммерческих банков в центральном банке;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъ­ятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность ком­мерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обяза­тельных резервов коммерческих банков, или резервных требований, исполь­зуется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данно­го инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызы­вает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипли­кационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалис­тов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резер­вов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное пред­ложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расшире­ние объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

Процентная политика центрального банка проводится по двум направле­ниям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть наз­вана политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому Центральный банк учиты­вает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитова­ния под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При полу­чении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая муль­типликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличе­ние учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются воз­вратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банков­ских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного пред­ложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показате­лем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необяза­тельны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с други­ми банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммер­ческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, сни­жение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к рас­ширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увели­чивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находит­ся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается – мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать кратко­срочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном – сдер­живающей.

Депозитные операции Центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а Центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время явля­ются в мировой экономической практике основным инструментом денеж­но-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по зара­нее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наи­более гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвид­ности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влия­ние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что сти­мулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в эко­номику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им цен­ных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или умень­шая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необхо­димости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачи­вают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связан­ные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно сов­местно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема осуществления этих операций следующая.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвиди­ровать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населе­нию, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно воз­растает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конеч­ном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропор­ции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит поли­тику, направленную на расширение денежного предложения, а именно централь­ный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населе­ния по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непри­влекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно прода­вать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного пред­ложения. При этом процентная ставка падает.

Можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредит­ной политики в связи с тем, что открытый рынок – это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процент­ных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются Центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кре­дитной политики . Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли цен­трального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики централь­ного банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями цен­трального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения централь­ный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у цен­трального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструмен­тов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой – регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обра­щения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным банком.

Пример 1. Из российской практики: регулирование наличной денежной массы. В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, не воз­никала проблема кредитных ресурсов для его филиалов, ибо эти ресурсы автомати­чески создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборо­тов. В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, так как в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам – это лишь обращение банков­ских записей, но не денег. Современная деятельность Банка России в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением нашей страны в международное экономиче­ское сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.

В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборо­тов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и банкам. С помощью таких расчетов определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы Банка России, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег орга­низациям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска наличных денег в обращение или их изъятия из обращения.

Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной поли­тики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX века как реакция на «бегство капиталов» в условиях экономического кризиса и Вели­кой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влия­ние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импор­та, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюд­жета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть опреде­лен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валю­ты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валю­ту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интер­венции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечива­ют основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завыше­нии курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособ­на по сравнению с иностранной продукцией.